AnyLogic
Развернуть
Размер шрифта

Моделирование динамических систем

Моделирование динамических систем по сути является прародителем системно-динамического подхода моделирования. Моделирование с помощью данного подхода используется в мехатронике, электрической, химической и других инженерных областях в качестве стандартного этапа процесса разработки. С математической точки зрения динамическая система представляет собой набор переменных состояния и алгебраических дифференциальных уравнений различного вида, заданных для этих переменных и описывающих их изменение с течением времени. В отличие от системной динамики, переменные здесь несут некоторый "физический" смысл: координаты местоположения, скорость, ускорение, сила, концентрация и т.д., они, как это следует из их смысла, непрерывны и не являются агрегированными величинами, отражающими, например, общее количество или среднее значение нескольких сущностей.

Так же как и в случае с системной динамикой, дискретно-событийным (процессным) и агентным моделированием, AnyLogic предоставляет удобные инструменты и для тех, кто моделирует динамические системы:

  • AnyLogic предоставляет специальные элементы — динамические переменные для задания дифференциальных и алгебраических уравнений: Накопитель - для дифференциальных уравнений.
    Динамическая переменная - для формул.
  • AnyLogic поддерживает несколько численных методов для решения дифференциальных, алгебраических и смешанных систем уравнений. Численный метод автоматически выбирается исполняющим модулем AnyLogic в соответствии с поведением моделируемой системы. При решении дифференциальных уравнений первого порядка вначале используется метод Рунге-Кутта с фиксированным шагом. В случае систем алгебраических и смешанных уравнений AnyLogic использует метод Ньютона, варьирующий шаг интеграции для достижения необходимой точности.
  • AnyLogic поддерживает моделирование физических систем с помощью Метода конечных элементов. Описание этого метода вы можете найти здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_конечных_элементов). В этом случае обычно используются массивы и размерности типа диапазон и вы можете ссылаться в уравнениях на следующий и предыдущий элемент.

    Демонстрационная модель: Vibrating String

  • Более того, AnyLogic является единственным инструментом, язык моделирования которого не задает исключительно непрерывное или дискретное поведения, а может задавать модели с гибридным поведением. Вы можете сделать вашу модель гибридной, добавив дискретные события, которые будут влиять на непрерывное поведение моделируемой системы, например, вы можете добавить событие, отслеживающее значение непрерывно изменяющихся переменных и выполняющее некоторые действия при достижении значением переменной какого-то определенного порога; или событие, которое изменяет параметр уравнения и тем самым влияет на моделируемую динамическую систему.
  • Вы можете вынести переменные на интерфейс агента и связать их с интерфейсными переменными других агентов. Связанные переменные будут всегда иметь одинаковые значения, тем самым обеспечивая непрерывное взаимодействие агентов. Этот механизм позволяет вам создавать объекты, аналогичные блокам, обычно используемым в блочных диаграммах — стандартном графическом языке моделирования, используемом инженерами.

    Демонстрационная модель: Population

Как мы можем улучшить эту статью?

AnyLogic
Expand
Font size

Dynamic systems modeling

Dynamic Systems modeling is actually the ancestor of System Dynamics modeling approach. It is used in mechatronic, electrical, chemical, and other technical engineering disciplines as a standard part of the design process. The underlying mathematical model of a dynamic system would consist of a number of state variables and algebraic differential equations of various forms over these variables. In contrast with the System Dynamics, integrated variables here have some "physical" meaning: location, speed, acceleration, pressure, concentration, etc., they are inherently continuous, and are not aggregates of some agents.

Along with System Dynamics, Discrete Event and Agent Based modeling approaches, AnyLogic provides handy tools for Dynamic Systems approach:

  • AnyLogic provides dynamic variables for defining differential and algebraic equations:
  • AnyLogic provides a set of numerical methods for solving ordinal differential equations, algebraic-differential equations, or algebraic equations. AnyLogic chooses the numerical solver automatically at runtime in accordance to the behavior of the system. When solving ordinal differential equations, it starts integration with forth-order Runge-Kutta method with fixed step. Otherwise, AnyLogic plugs in another solver – Newton method. This method changes the integration step to achieve the given accuracy.
  • AnyLogic supports modeling physical systems using Finite Element method (you can find the method description here: ). In this case arrays and dimensions of range type are used extensively and you can refer next and previous array elements in equations.
  • Moreover, AnyLogic is the only existing tool, where continuous and discrete behaviors are two parts of the same language, are defined together and can interoperate naturally. You can make your model hybrid by adding discrete events, that will affect the continuous behavior of the model, e.g. you can add a condition event monitoring continuous variables and performing some action when some variable reaches the defined threshold, or an event, that changes a parameter of an equation and thus affects the dynamic system being modeled.
  • You can expose variables to an interface of the agent and connect them with interface variables of other agents. Connected variables will have the same value at any moment of time; i.e., this mechanism provides for continuous time object interaction. This enables AnyLogic users to create blocks equivalent to the ones mostly used in block diagrams - typical graphical modeling language that control engineers use.
How can we improve this article?